Форма входа

Поиск

Календарь

«  Июнь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 23

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Воскресенье, 19.05.2024, 22:57
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Мой сайт

    Главная » 2012 » Июнь » 28 » ШАМАНСТВО ЗВУКОВ, ЧУДЕСА ФОРМ. Эссе Елены Ананьевой в альманахе " НОВЫЙ РЕНЕССАНС" Международной Гильдии писателей. Издательство " STELLA.RU
    22:20
    ШАМАНСТВО ЗВУКОВ, ЧУДЕСА ФОРМ. Эссе Елены Ананьевой в альманахе " НОВЫЙ РЕНЕССАНС" Международной Гильдии писателей. Издательство " STELLA.RU
     
    ШАМАНСТВО ЗВУКОВ, ЧУДЕСА ФОРМ. Эссе  в альманахе " НОВЫЙ РЕНЕССАНС" Международной Гильдии писателей.
    Издательство " STELLA"
    Июнь, 2012
     
    «Художник… должен воспитывать себя и научиться углубляться, должен, прежде всего, культивировать душу и развивать ее, чтобы его талант стал облачением чего-то, а не был бы потерянной перчаткой с незнакомой руки – пустым и бессмысленным подобием руки».
     
    Василий Кандинский. «О духовном в искусстве»
     
    Подумалось: возможно искусство Василия Кандинского трансформировалось из космических излучений? Возможно он считывал его с высоких сфер параллельных миров? Чуткий взор художника заметил в фантастических разломах облаков скрытое движение атомов и перенес фантасмогорические видения на живописные плоскости. В век зарождающихся скоростей приоткрыл завесу таинственного и препарировал окружающее. Вот они новые сюжеты беспредметных красочных излияний! Вглядываясь в бесформенные новообразования на живописной плоскости, видишь в них матрицу, отображающую вселенский хаос. Не в этом ли предчувствие приближающейся катастрофы, с которой столкнулись, пришлось погибнуть или выжить поколениям. Считается: модернизм ХХ века – искусство хаоса и катастрофы. Вся классическая система, возводимая тысячелетиями, рухнула. Что осталось?
     
    Теория относительности дает четкий ответ и это можно почувствовать, что пришло вместо строгой классичности. На четкие физические законы-«векторы» нанизываются художественные принципы. Воздух, перспектива, движение, светоносная сила, музыкальность, ритмичность, хаотичность, - абсолютный абстракт...музыкальный абстракт... Очевидно, что уже тогда зародилось искусство Космических Знаков, сопровождаемое музыкальными импровизациями, о новизне которой твердят сейчас иные графики. Нефигуральные идеи в эпоху мировых войн и революций витали в воздухе. С фигурами – людьми известно, что проиходит, они несут страдания, им уготовано столько испытаний, они развратны и пошлы. Ассоциативный ряд жесток и беспощаден. Возможно, не случайно ислам не позволяет изображения тел. Не удивлюсь, если творчество Пионера абстракции будет поднято на щит мусульманских культурологов.
     
    ...Первооткрывателем и идеологом Абстракта, новой живописной субстанции, заговариваемой и разговариваемой вполне шаманскими мантрами, стал Василий Кандинский. Это - закодированная программа защиты идеалов духовности, найденная в хаосе мироздания, наступления против ограниченности и пошлости, очищения и защиты от зла с помощью графических Знаков – знаковых фигур. Игра цвета и импровизации звучания его с плоскостей произведений Художника. *** Одесса, год 1908 Бытует несколько мнений о том, когда появились первые абстрактные произведения Василия Кандинского. Думаю, эта дата восходит к первым выставкам в Художественном салоне в Одессе, где публика уже в десятые годы прошлого столетия оказалась под шоком от «селедки с луком» и прочими модерновыми выбрыками Первого абстракциониста. Иногда отодвигают это событие во времени дальше, приписывают его встрече с Паулем Клее в Баухаусе в Дюссау, где Кандинский преподавал с...1921 года!
     
    1908 год – знаковый для жизни Василия Кандинского, он сам так считал, что произошел резкий перелом в его творчестве, определенный им самим как «скачок в абстракцию». Случилось это в Мурнау: однажды вечером, вернувшись в свою мастерскую, художник увидел «неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину, состоявшую исключительно из красочных пятен». Кандинский узнал в ней собственную картину, «прислоненную к стене и стоявшую на боку». *Кандинский В.В. «Ступени»,1918, М. Именно тогда, по признанию самого художника, ему стало «бесспорно ясно, что предметность вредна» его картинам. Возникло желание писать мазками, музыкальными «четвертями» и « восьмушками», но не представлять реальные предметы.
     
    2011, Франкфурт-на-Майне В октябре на Международной книжной выставке-ярмарке «ФранкфуртскойBuchmesse» в уникальном, огромном зале антиквариата, как зал аэропорта, со всеми вытекающими из этого последствиями: металлоискателем, дверью, лотками для снимаемых вещей, очередью, - было выставлено на продажу письмо Василия Кандинского в Нью-Йорк своему дилеру, датированное 1937 годом. В письме художник, сокрушаясь на остракизм, которому он подвергся при нацистском режиме, отторгнувшем его, подтверждает, что «самая первая абстрактная картина 1911 года».
     
    В первые же дни работы книжной выставки письмо было куплено за 5 тысяч евро. На стендах рядом - старая периодика Германии: стопки экземпляров в пластиковых обложках газеты «Der Sturm», 1913 год, запомнила. Привлек внимание мартовский номер. Всю первую полосу занимает огромная статья - критика работ Василия Кандинского. Как и в одесской прессе того времени, насмешки над формой, пестротой… Захотелось переписать несколько абзацев из газеты. Оказалось, конечно можно, только… после покупки этого экземпляра. А ведь подумать только, как газета пережила кровопролитие мировых войн! И появилась здесь! В связи с этими фактами датировку первых абстракций никак нельзя принять за 1921 год.
     
                                                          ***
     
    1896 год, Мюнхен – 1900 год, Москва «Я добьюсь своего! Непременно добьюсь! Я стану знаменитым в мире художником!» - думал молодой человек, выезжая за границы России. Именно в 1896 году, то есть тридцати лет от роду, появился Василий Кандинский в Германии. Он приехал в Мюнхен – баварскую уже тогда культурную столицу – респектабельным молодым человеком. Свежий ветер с Альп, слепящее ясное солнце, памятники архитектуры, огромные площади и широкие просторы земли, сродни российским, вдохнули в его душу уверенность: здесь я добьюсь задуманного.
    С иголочки одетый по последней моде, высокий, импозантный. Шляпа, пенсне. Интеллектуальный и возвышенный, он сразу давал понять, что он – не просто образованный человек. Он показывал свое благородное происхождение, глядя на окружающих несколько свысока. Потенциально «гонимый» впоследствии из общества. Но в его роду было намешано столько разных корней… По одной из генеалогических линий он восходил к монгольским князьям. Некоторые исследователи относят их к роду шаманов. Не буду вдаваться в подробности биографии Василия Кандинского. Но хочу обратить внимание на интересный «микс».
    Корни отца из сибирского городка Кяхта, по роду из нерчинских купцов, потомков ссыльных каторжан. И бабушки – монгольской княжны изначально заложили уникальный расклад характера, приверженность к европейским и азиатским традициям культуры, широту души и выносливость натуры, склонность к экспериментам и всякого рода оригинальностям, народный, сметливый склад ума. Будучи однажды в длительном путешествии по Сибири, он привез с собой в Германию эту снежную, кристальную завороженность игрой блестящих поверхностей. Неизбывную страсть к народным преданиям, орнаментам, колдовским травам и вызываниям духов, пляскам у костра и обрядам. Шаманы, юрты, расписные тамтамы, обильно украшенные символическими знаками...
     
    Все это рясно легло в основу основ творческого метода.
    Знаковость! Предвосхищение событий!
    В своих стихах писала несколько лет назад:
     
    "На границе цветов и морей
    Краски вязь ты на стыки полей!
    Растекутся подобные звуки,
    Закружат, отведя от разлуки
    Грусть-прощание журавлей. "
    Из моего  цикла стихов «Абстрактный путь: Василий Кандинский»
     
    «Если хочешь чего-либо нового, нужно начинать сначала! Сначала!» - твердил Василий, приехав в чужую страну в конце XIX века. Именно в это время он выбрал карьеру художника. Он твердо решил начать учиться живописи. Для тридцати лет, возможно, и поздновато. Но Кандинский доказал, что талант пробьется. Вначале он стал обыкновенным студентом в частной школе Антона Ашбэ. После обязательного двухгодичного курса год учится, экспериментирует сам. Время летит на одном дыхании. Пришли незамысловатые сюжеты: городской пейзаж, деревенский, горы, соборы, русская Сивка-Бурка… Затем, сам Бог велел, Василий поступает в академию изобразительных искусств в Мюнхене, в класс Франца фон Штука. Все начинается сначала.
     
    Е.Ананьева
    (с) перепечатка материалов допускается с письменного разрешения автора.
     
    продолжение следует
     
     
    Просмотров: 883 | Добавил: Odessa | Рейтинг: 5.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: